Схема цветокорректирующего маскирования
Рисунок 12.8. Схема цветокорректирующего маскирования: а — пурпурный негатив (по Рисунок 11.5); б — слабый диапозитив с пурпурного негатива (маска для желтого негатива); в — желтый пегатив (по Рисунок 11.5); г — результат совмещения желтою негатива с маской
Более подробные сведения о цветоделительной корректуре будут даны на основе дубликационной теории (глава 13).
12.2. СВЕТОРАССЕЯНИЕ В КРАСОЧНОМ СЛОЕ
Рассмотренный выше синтез реальными красками осложняется рядом явлений, из которых наибольшее значение имеет светорассеяние в красочном слое.
Отклонения от закона Бугера—Ламберта—Бера. Связь монохроматической плотности, измеренной в максимуме поглощения каждой из красок, с поверхностной концентрацией по данным Рисунок 12.1 показана на Рисунок 12.9. Из него следует, что идеальные среды субтрактивного синтеза подчиняются закону Бугера—Ламберта—Бера, а реальные нет. Их оптическая плотность в общем случае изменяется с возрастанием концентрации нелинейно. Из Рисунок 12.1 видно, что максимальное значение монохроматической оптической плотности в полосе поглощения в реальном случае стремится к некоторому пределу Dпр (достигнут в случае желтой краски), после достижения которого она перестает расти. В то же время ординаты кривых D (?) в зонах вредного поглощения с увеличением поверхностной концентрации возрастают. Это означает, что насыщенность и светлота краски падают.
Отклонения от закона Бугера—Ламберта—Бера связаны со светорассеянием в красочном слое. Сущность явления ясна из Рисунок 12.10, где упрощенно показан разрез слоя полиграфической краски, наложенного на бумагу. Такая краска представляет собой взвесь частиц пигмента в связующем. Свет окрашивается, проходя через частицы пигмента, которые выполняют роль светофильтров. Они работают не только на пропускание, но и на отражение, имея иной показатель преломления, чем связующее. Рассмотрим картину окрашивания и рассеяния излучения.